Как велосипед стал крокодилом… или крокодил велосипедом?

На фотографии – тот самый Зелёный Крокодил, мой первый настоящий велосипед, на котором я катался примерно с 1998 года. Он прошёл горный Крым, всяческие испытания, сменил цвет на рыжий, и потом обратно, и теперь он снова в строю, и с обновлённой рамой!

Новую раму “Спорт” притащил со свалки наш сосед по даче дядя Слава, за что ему огромное спасибо. Для меня это была очень удачная находка, так как предыдущая рама “Спутник” золотисто-коричневого цвета оказалась пластилиновой, немного погнулась, и нужно было её заменить. Новая рама – снова зелёного цвета, так что крокодил восстановил свой первоначальный цвет. Впрочем, до того, как он стал крокодилом, он был вишнёвого цвета, но это совсем другая история…

Заодно я купил в Сокольниках две шоссейные покрышки Maxxis с зажигательным названием Detonator, и велосипед на них прямо-таки норовит взлететь. И удивительно, что ездить на них совсем не жёстко, хотя ширина у них 23 мм, и внутри – давление в 7 атмосфер.

Собирая велосипед на новой раме, я заметил, что она по всем узловым элементам очень похожа на предыдущую раму Спутник, так что, возможно, она тоже со временем согнётся, если ездить не очень аккуратно. Полевые испытания покажут. Первая поездка показала, что по асфальту едет велосипед достаточно легко, по просёлочной дороге – тоже нормально, а вот по дороге, усыпанной щебнем – спотыкается, и ехать неудобно. И на песчаную обочину на нём лучше не съезжать. А вот тормоза немного слабоваты, нужно жать изо всех сил. Ещё на скорости 35-40 км/ч он почему-то немного виляет, возможно, так влияют еле заметные восьмёрки на обеих колёсах.

А теперь я хочу рассказать историю этого велосипеда.

Началась она примерно в 1959 году, когда он сошёл с конвейера Харьковского велосипедного завода. Назывался он Турист. У него была рама вишнёвого цвета, шоссейный руль “бараньи рога”, и три (или четыре, точно не помню) скорости. На нём катался мой папа в лучшие годы своей молодости.

Мне этот велосипед достался примерно в 12-14 лет, когда я до него дорос. Он стоял в дачном сарае со слегка сдутыми колёсами, я его выкатил и немного прокатился – до соседнего переулка и обратно. Папа отругал меня за то, что я не накачал колёса: камеры могли пробиться на кочках. Но мне повезло, ничего страшного не произошло. С тех пор я начал его осваивать и вносить в его конструкцию различные улучшения. Я покупал на велорынке в Сокольниках разные запчасти к нему, заменил колёса, которые от старости разваливались, установил две передние звёздочки и переключатель, поставил индийские тормоза вместо харьковских – в общем, экспериментировал в меру ограниченного бюджета, который мне выделяли на карманные расходы. Мне нравилось, что на этом велосипеде, в отличие от Украины, благодаря переключению скоростей можно было быстро разгоняться, и легко ездить в горки. Но мне не нравился гнутый шоссейный руль, узкие шины, и много других мелочей.

У велосипеда были две серьёзные проблемы: одно из задних перьев рамы начало ржаветь, и этот процесс не получалось никак остановить. А ещё разболталась передняя вилка. Где-то я нашёл другую вилку, но её постигла похожая участь, несмотря на ухищрения со сваркой.

Новый виток увлечения велосипедом начался где-то в 1998 году, когда я учился на втором курсе. Я нашёл по объявлению в сети ФИДО раму Старт-Шоссе зелёного цвета в хорошем состоянии, со счастливым номером В-555, и переставил на неё колёса и всё оборудование. Вместе с тем, я давно хотел поставить нормальное оборудование Shimano, как на любом горном велосипеде, да и вообще, горный велосипед был моей мечтой. Но поскольку я был бедный студент, и не мог купить сразу целый горный велосипед, я шёл обходными путями, и постепенно заменял все компоненты этого велосипеда более современными. Как-то я выяснил, что на заднюю втулку можно навинтить трещотку-шестерник, очень похожую на Shimano, только индийского производства (она называлась Hindustan:). Впоследствии я сменил её на трещотку-семерник Shimano, а потом мне в мастерской собрали колесо на втулке уровня Altus, куда можно установить кассету. Также я купил задний переключатель Acera-X и какие-то ещё велокомпоненты.

Рама ХВЗ не рассчитана на установку втулки горного велосипеда. У неё немного меньше расстояние между перьями задней вилки, и при установке колеса их приходится немного раздвигать. При этом может чуть-чуть нарушиться геометрия рамы, но это не очень влияет на езду.

Осталось заменить каретку и шатуны, которые убогим образом крепились на клиньях, постоянно разбалтывались и скрипели. На рынке продавался вал каретки под квадрат, который можно было установить без значительных изменений. Правда, он был слегка пластилиновый, его нужно было постоянно подтягивать, иначе появлялся люфт. Но благодаря этим улучшениям, ездить стало лучше, а чинить велосипед нужно было реже. Вместо штатных шатунов вперёд я поставил систему Shimano TY-22 или TY-30, точно не помню, впоследствии, когда звёздочки износились, туда очень удачно встала система Suntour MD350.

Ещё, у меня получилось установить на эту раму нормальную каретку-картридж Shimano BB-UN52. У неё резьба чуть-чуть не совпадает с резьбой кареточного узла, поэтому она ввинчивается в раму сначала очень легко, а потом постепенно всё труднее и труднее, и поэтому нужно выбирать каретку с минимальным количеством витков резьбы.

Я установил более широкие и зубастые шины. Их пришлось поискать – к сожалению, тогда практически не было выбора хороших зубастых покрышек на 28 дюймов. Я также купил прямой руль, как у горного велосипеда, и кто-то ещё подарил мне манетки (ручки переключателей), совмещённые с тормозами – это было тоже недорогое оборудование Shimano уровня примерно Altus или Acera-X. В довершение всего, на рынке в Сокольниках я купил грипсы (ручки на руль) прозрачного цвета, “гелевые”, которые немного смягчали вибрации руля, и седло с пружинами (до сих пор где-то лежит).

Тогда меня вытащил кататься Виктор Осташев, у которого в ФИДО я был поинтом. Фидонет тогда заменял форумы, люди там общались в эхоконференциях (“эхи”), а Виктор модерировал эху MO.BICYCLE. Мы небольшой компанией ездили в Подмосковье, километров этак на 50-140, в основном – по шоссе. И он, не задумываясь, назвал мой велосипед зелёным крокодилом. Зелёный и длинный, с мелкозубастыми покрышками малоизвестной фирмы Terratrax, он и впрямь чем-то напоминал крокодила. В итоге, с его лёгкой руки, название “Зелёный Крокодил” так к нему приклеилось, что в дальнейшем другие велолюбители, занимающиеся апгрейдом своих Туристов, Спутников и Старт-Шоссе, стали называть свои велосипеды крокодилами, а сами становились крокодиловодами.

В итоге того, что я заменял деталь за деталью, от изначального Туриста остались только тормоза, да подседельный штырь. Тормоза я тоже менял неоднократно, потом я купил у широко известного в узких кругах торговца велозапчастями Гены “Оленевода” (только не называйте его так, а то обидится:) алюминиевый подседельный штырь Point, и в итоге у меня получился совершенно новый велосипед, но с длинной историей. Мой Зелёный Крокодил хорошо катил по шоссе, немного неудобно на нём было на бездорожье, но в этой стихии он незначительно уступал своим горным собратьям. Я даже катался на нём зимой. Я участвовал на нём в соревнованиях по марафону (кросс-кантри) на празднике в парке Волен 10-11 июля 1999 года, ездил по различным козьим тропкам, а весной и летом 2000 года я поехал на нём в Крым.

В Крыму весной 2000 года мой крокодил прошёл первый настоящий велопоход по горам, с палатками, велорюкзаками, макаронами, тушенкой и всеми прелестями походной жизни, а летом я просто катался на нём по горам в окрестностях Коктебеля.

Поход по горному Крыму – это отдельная тема: спускаемся с гор – покупаем портвейн, поднимаемся в горы – пьём портвейн, и так – всю дорогу (более подробно об этом здесь). Техника не подвела, правда, меня немного расстроила покрышка Schwalbe Marathon XR, у которой порвалась боковина, к счастью, было это в не самый ответственный момент похода, и пришлось на велорынке в Алуште купить обычную камеру для туриста 622х32.

Весной 2001 года я поехал на нём опять в поход по горному Крыму. В то время я много ездил, и в итоге, за эти годы мой крокодил проехал около 10 тыс.км.

Однажды я на своём верном зелёном крокодиле поехал кататься по Подмосковью в первый выходной сентября, с расчётом на то, чтобы приехать в Бородино, где проводилась инсценировка Бородинской битвы. Я выехал не очень рано, и маршрут оказался немного длинноватым для меня. Где-то ближе к концу дня у меня порвалась задняя камера, у неё оторвался сосок. Запасную камеру мне не удалось установить из-за того, что высота обода была немного нестандартной. Провозившись полчаса с попытками починить её, я плюнул на это, и вытащил из колеса камеру. Оставшиеся примерно 40 км я проехал на ободе со спущенной болтающейся покрышкой. К тому же, я не взял с собой фонарь, и чтобы посмотреть карту, мне приходилось дожидаться проезжающего автомобиля (а ездили они там примерно раз в 3-5 минут). Это испытание велосипед выдержал легко, в отличие от меня: к концу дня я проехал 171 километр, и мне не хотелось даже есть. После этой поездки я заменил заднее колесо, но не сразу, так как на нём ещё вполне можно было ездить.

И вот, зимой 2001 года я купил свой первый настоящий горный велосипед. И тогда интерес к зелёному крокодилу начал ослабевать. Иногда на нём катался мой папа, а ещё пару раз я его давал покататься кому-то из родственников или знакомых.

Летом 2001 или 2002 года с крокодилом случилась беда: я катался в лесу, и какая-то палка попала в задний переключатель. Результат – была сорвана резьба на раме в том месте, где крепится этот самый переключатель. Я пытался подручными средствами исправить это, но у меня ничего не получилось. Раму на замену я нашёл не сразу. Это была рама от велосипеда Спутник золотисто-коричневого цвета. Так Зелёный крокодил стал Рыжим крокодилом (видимо, с возрастом они так меняют свой цвет:). Новая рама была чуть похуже, более “пластилиновая”. И как-то, когда я катался зимой, я въехал в поперечную колею, и сам не заметил, как рама слегка согнулась – на верхней трубе появился небольшой горб, и угол наклона вилки стал чуть более прямым. Ездить с этим можно, но это сказалось на управляемости: велосипед стал более вертлявым.

Дальнейшая судьба велосипеда была незавидной. Несколько лет рыжий крокодил пролежал в гараже. Кроме того, там было много мелких неисправностей, починить которые никак не доходили руки. И вот, на днях я собрался, и переставил всё оборудование на новую раму, заодно исправил все косяки. Теперь крокодил – снова зелёный.

Подводя итог, хочу заметить, что апгрейд отечественного велосипеда – занятие непростое, и на любителя. И даже если обвешать эту раму со всех сторон импортным оборудованием (хотя подходящие достойные тормоза я пока не нашёл), всё равно горный велосипед будет вести себя более уверенно в сложных условиях, которые часто бывают у нас на дорогах. Зато при этом можно получить ценный опыт, а покупка отдельных комплектующих не так сильно бьёт по карману, особенно, если вы – неработающий студент.

Как велосипед стал крокодилом… или крокодил велосипедом?: 6 комментариев

  1. crazycyrix

    Хех… Были времена, да… 🙂
    Правда, “баран” мне нравился и пересев на горный я долго привыкал к бОльшему сопротивленю воздуха и яростно пилил попадающие мне рули, чтоб поуже были. =)))
    Правда, сейчас это уже прошло. Теперь наоборот – пошире люблю. =)

    А эха-то как? Кто-нить туда ещё заходит?
    Попытался сейчас Фидо-онлайн запустить, а не грузиццо… Всё, что-ль? Хана?

    1. admin

      Привет:) Я до сих пор иногда заглядываю в Фидо (IP-поинт у /830), но в MO.BICYCLE тишина. Последнее сообщение было в апреле. Практически всё, что осталось от фидо, тусуется в локалке у 830, и там ничего интересного не происходит.

      1. crazycyrix

        Понятно… Все ушли в инет. 🙂
        Немного жаль даже, хотя понятно, что всему своё время.

        ЗЫ: Сейчас погуглил – и правда, гейт фидо-онлайн умер в начале года. Надо-б зарегацо где-нить ещё… =)

Добавить комментарий для Anonymous Отменить ответ