Турция-2018. Папа может

В этом году Любочке исполнилось 7 лет, она пошла в школу, и постепенно становится всё более самостоятельная. Я же, вдохновлённый опытом моего папы, который ездил на море с нами, когда мне было 7 лет, а Вове 11, решил, что тоже могу съездить на море с ребёнком один. К тому же у Иры никак не удалось пойти в отпуск на время школьных каникул, а отменять единственный в году отдых на море мне не хотелось.

Каникулы у детей были всего 5 дней, однако нам пошли навстречу и сделали понедельник и вторник “дистанционное обучение”, и получилась целая неделя отдыха.

В выборе тура нам помог Денис (Агентство путешествий Твой Отпуск). В октябре Денис нам предложил ехать в Турцию – в Анталию или в Белек. В это время года также можно поехать на Кипр, там будет тепло, но скорее всего, не будет такого количества развлечений для детей.

Перелёт

В пакетном туре предлагался выбор авиакомпании, и я выбрал самую дешёвый вариант – чартер Red Wings. Всё прошло нормально, за исключением того, что обратный рейс задержался на час, и еда была уж совсем символическая. Эта еда почему-то называлась “лёгкий ужин”. По дороге туда нас кормили разрезанной булочкой с куском ветчины посередине, а по дороге обратно – целой булочкой, которую нужно было самому разрезать пластиковым ножом и намазать паштетом.

Погода

Всю неделю стояла солнечная погода, температура днём +28..+30, за исключением вечера пятницы, когда прошёл дождь с грозой. Море было достаточно тёплое, бассейн – не совсем, дочь в нём немного мёрзла.

Отель

Мы ездили в отель IC Hotels Santai. Нам практически всё понравилось. Большая и в то же время компактная территория, всё под рукой – что немаловажно при отдыхе с ребёнком.

Я попросил найти варианты на 7 дней примерно за 70 тыс, потом после добавления ещё одного дня и топливных сборов, не включённых в цену, получилось:

Турция, Белек IC HOTELS SANTAI FAMILY RESORT 5* STANDARD ROOM LAND VIEW (вид на территорию), размещение 1 взрослый +1 ребенок 7 лет, питание ультра все включено:
Вылет 06.10.2018 на 8 дней/7 ночей – 91000 рублей за 2 чел.
Перелет авиакомпанией RedWings (чартер – время в план попадает за сутки до вылета и может меняться)

06.10.2018 вылет из Домодедово в 14:00 прилет в Анталию в 17:30
13.10.2018 вылет из Анталии в 18:30 прилет в Домодедово в 22:00

Вылет был не очень ранний, что для нас очень удобно – можно нормально поспать. Даже если вылетать рано и раньше приезжать, первый день из-за дикого недосыпа выпадает из общего графика.

Принимающая сторона – Intourist.

Я выбрал этот отель по картинкам на Booking.com, впрочем выяснилось, что в основном это были картинки отдельно стоящих домиков. Выглядят они очень симпатично, но мы жили в основном корпусе. Мы не доплачивали за вид на море, учитывая, что к нему обычно прилагается вид на ночную дискотеку, и заснуть до 12 ч будет сложно. Однако у нас из окна, которое выходило на запад, было видно не только море, но и горы в сторону Кемера – и было немного слышно музыку из соседнего отеля.

Немного шумновато было внизу – там подъезжали машины, разгружали продукты и всякие другие вещи, увозили пустую тару, но это было днём, и нам не мешало. Я заметил, что на двери балкона не было никаких уплотнителей, и подумал, что там когда-то был какой-то дверной уплотнитель, и что неплохо было бы её чем-нибудь проклеить. (оставим этот лайфхак на следующее путешествие: купить и взять с собой несколько метров дверного уплотнителя. :))

Лифт. В корпусе отеля было три лифта – из них два были рядом с нашим номером, один чуть подальше, они ездили медленно и часто останавливались на каждом этаже. У двух лифтов, расположенных рядом, у каждого были свои кнопки вызова, поэтому на каждом этаже каждый посетитель вызывал оба лифта, уезжал на одном из лифтов, а второй всё равно останавливался просто так. Панорамное остекление лифтовой шахты – это очень красиво, но в первой половине дня она сильно нагревалась на солнце. Трудно представить, что там творилось в летнее время. Думаю, оба эти лифта должны быть оборудованы сплит-системами.

Через день я обнаружил на нашем этаже табличку Exit, а за ней лестницу и служебный лифт – не такой красивый, но лишённый ряда недостатков основного лифта. Этот лифт обеспечивал быструю доставку практически в любое время суток. В служебном лифте тапки немного прилипали к полу, а ещё однажды какой-то турок, бежа по лестнице, сказал нам, что это служебный лифт, на что я ответил – да, знаю – служебный, и мы поехали дальше. Не знаю, что он хотел этим сказать – может быть, он считал, что гостям нельзя ездить на служебном лифте, но никаких запрещающих надписей там не было.

Территория отеля. За отелем есть красивая сосновая роща рядом с relax pool. Передняя часть на побережье – не такая зелёная, там в основном растут пальмы. Есть отдельная территория со своим бассейном для гостей, проживающих в виллах. У меня мало фотографий территории отеля, их лучше посмотреть на странице отеля на booking.com. Довольно большую часть занимает детский клуб. Есть небольшой огородик, где растут специи.

Веломобиль не на ходу

В соседнем отеле есть целое подсобное хозяйство с петухами, которые начинают петь уже в 4 часа утра, если не закрывать на ночь балкон.

А ещё по территории отеля гуляют пушистые кошки, которые имеют ухоженный и довольный вид. В справочнике отеля написано, что все животные кОстрированы и привиты, что кормить их не надо – лучше оставить денежку на корм. На территории есть кошкин домик (который на самом деле скорее домик для сбора чаевых). Однажды вечером я слышал под окнами шум кошачьей драки, но кто кого дерёт – не было видно.

Уборка. В номере каждый день меняли полотенца, но один раз почему-то забыли дать одно маленькое полотенце для рук, и ещё в другой раз забыли положить полотенце для ног. Меняли ли постельное бельё (и как часто) – я не обратил внимания.

Комары. В первую ночь к нам залетел один комар, который летал быстро и беззвучно, и успел напиться нашей крови. На следующей день я купил фумигатор, и больше комары нас не беспокоили.

Состояние номеров. Сантехника в ванной комнате была средней степени ушатанности. Работает, но с небольшими нареканиями. Так, если кран в раковине открыть частично, он под тяжестью рукоятки закрывается обратно. Душ брызгает струями в разные стороны. Один раз случайно закрыв пробку в ванне (которая устроена также, как пробка в раковине, для неё где-то должен быть рычажок, чтобы выдвигать и задвигать), я не смог её вытащить. По звонку на ресепшн всё починили – просто вынули её и положили рядом с ванной. Ванна оборудована частичной стеклянной шторкой, из-за которой изрядное количество брызг всё равно попадает на пол, благо тут же лежит полотенце для ног.

В комнате всё нормально, разве что немного не хватало света – экономичные энергосберегающие лампы создавали приятное приглушённое освещение, но домашнее задание лучше делать днём.

Разбираем чемоданы

Стандартные две кровати с подушками-сосисками

В номере был небольшой телевизор с HDMI-входом, к которому я подключил ноутбук, и мы пару раз смотрели мультфильм.

Ещё в номере есть чайник и чашки, где можно заваривать чай. Холодильник в мини-баре регулярно и бесплатно пополнялся водой в бутылках (другие напитки я не пробовал). Недостаток чайных пакетиков не восполнялся во время отдыха (хотя их можно было самому взять в столовой).

Питание

С питанием было всё отлично. Был нормальный выбор еды для нашей привереды, которая перебивалась с воды на рис и макароны (не считая мороженого, пончиков, вафель с шоколадным кремом, и прочей вкуснятины). Один раз в неделю в детском кафе была даже наша любимая гречка, и несколько раз – манная каша, которую она ест с большим удовольствием.

Детское кафе (место с видом на мультфильм):

Пончиковая диета

Немного удивило полное отсутствие арбузов – возможно, не сезон. И почему-то ни разу не было картофельного пюре. Всё остальное, на мой взгляд, было вполне вкусно и разнообразно.

Однажды мы пришли на ужин к 19ч, и гостям предлагали шампанское.

На табличках с названиями еды бывают смешные надписи на русском языке:

Обедали мы практически всегда в кафе на пляже. Там не было большого разнообразия блюд, и они практически всегда были одни и те же (две разновидности макарон, картошка фри, бургеры, иногда рис, куриные крылышки, лепёшки, мясо на вертеле, и что-то ещё). Но там можно было поесть, не переодеваясь и не уходя далеко от места купания (с риском залипнуть в номере за каким-нибудь рисованием).

Кушаем и рисуем пейзаж

Практически весь день можно было поесть мороженое, были сладости, а после 16-17ч появлялись свежеиспечённые венские вафли.

В рестораны a la carte мы не ходили.

Интернет и связь

На территории отеля практически везде хорошо работал бесплатный Wi-Fi. В нём нужно было примерно раз в 1-2 дня регистрироваться, вводя свою фамилию большими буквами, номер комнаты и год рождения. Я не сразу понял, как вводить фамилию, но у меня уже была связь через мобильный интернет, поэтому я регулярно отправлял маме и жене информацию о том, что у нас всё хорошо. Для этого, а также чтобы всегда быть на связи с дочкой, я приобрёл две сим-карты для путешествий Дримсим. Это универсальная сим-карта, которая подходит практически для любой страны, и понравилась мне тем, что интернет тарифицируется за мегабайты (с округлением покилобайтно), а не пакетами по 3-6 Гб, которые заканчиваются через месяц.

У меня уже были две сим-карты Orange Mundo, но они к сожалению не подходят для Турции. Рассматривал ещё вариант GlobalSim, но из-за пакетных тарифов всё-таки решил выбрать Дримсим.

Я приобрёл две сим-карты, чтобы одну установить себе в смартфон, а вторую – дочери в детские часы Smart Baby Watch Q80, которым нужен мобильный интернет для отправки координат ребёнка, отправка/получение запросов по sms, и звонки в случае экстренной необходимости (тарифы на звонки в Турции достаточно дорогие). Накануне поездки, ещё в Москве, я установил сим-карту в часы, чтобы проверить, как она работает. С сим-картой Orange я бы не смог так сделать, потому что все деньги сразу списались бы со счёта.

Я не сразу понял, что перепутал две сим-карты: звонки на часы не проходили (абонент был недоступен), но с часов я успешно позвонил на свой смартфон. Решил, что разберусь с этим потом, и ушёл собирать чемоданы.

На следующий день, после прилёта я установил сим-карту в свой смартфон, сделал все необходимые настройки в sim-меню, позвонил жене домой, и понял, что я перепутал сим-карты. Поменял их местами, и ещё раз сделал настройки в sim-меню, на этот раз для своей сим-карты. Потом я прописал свой номер в адресной книге часов ребёнка (она также является “белым списком” номеров, с которых можно звонить на часы). Несмотря на рекомендацию производителя прописывать номера с префиксом 8 вместо +7, я прописал номер в международном формате, и звонки проходили в обе стороны.
Связь в курортной зоне была отличная, индикатор на смартфоне показывал, что я использую сеть 4.5 поколения. В аэропорту местами была только связь 2 поколения (Edge), которая как и в Москве, почти не работала.

Связь с часами через мобильный интернет работала нормально. В основном дочь была со мной, потому что ей всего 7 лет, но иногда я её оставлял одну, и был уверен, что смогу в случае необходимости мы с ней можем связаться. Всего звонками мы пользовались наверное три раза, больше не было необходимости. В итоге на связь мы потратили всего 2 евро со счёта сим-карты ребёнка, и 3 евро с моего счёта. Остаток денег не пропадёт – мы их используем в следующей поездке.

По этой ссылке можно заказать сим-карту Drimsim и получить бонус 5 евро на счёт (при этом я также получу бонус).

Развлечения для детей

В отеле есть большой детский клуб, который я не сразу нашёл: вход в него замаскирован под зал с игровыми автоматами. За входом есть большая игровая площадка с детским футбольным полем, батутами и детской площадкой.

Внутри есть лабиринт, три кинозала, игровая кухня и ещё много разных развлечений.

Места напротив детской сцены

В этом игровом клубе со всеми детьми подряд разговаривают на 4 языках (турецком, немецком, русском и английском), не разделяя их на группы и не делая каких-либо отличий. В детском клубе есть отдельные клубы для детей до 4 лет, 4-8 лет, и 8-12. В клубе для самых маленьких есть даже бассейн глубиной воробью по щиколотку, с небольшой горкой.

Дети не делятся на группы по языкам, и аниматоры объясняют им всё на 4 языках по очереди (на немецком, русском, английском и турецком). Всё это напоминает большой конвейер. Я пытался пристроить туда Любу, но она каждый раз жаловалась, что ей скучно и жарко, и мы шли купаться. Самое нормальное время для игр с детьми было после 16ч, но в 17ч мини-клуб уже закрывался. Потом она нашла себе друзей, и они вместе очень весело проводили время на берегу моря, мне даже удалось несколько раз заплыть до буйков и обратно.

В мини-клубе есть детская сцена, где каждый вечер проходит мини-диско.

В четверг вместо мини-диско было научное шоу с разными экспериментами.

Сделали вулкан из пены

Единственное исключение было в пятницу: всем объявили, что будет праздник для детей, но прошёл сильный ливень, сцену залило, и праздник не состоялся. Рассказывали, что дети набились в маленькое помещение в основном корпусе, где от визга закладывало уши – возможно, и к лучшему, что мы туда не пошли.

Сотрудники мини-клуба не всегда знают, что у них будет происходить – например, меня уверяли, что в пятницу дети будут готовить пиццу, но вместо этого они готовили печенье.

День печенья

Пока печётся печенье, детей развлекают играми

И вот, наконец…

Печенье готово!

С печеньем тоже конвейер – получить на выходе то самое печенье, которое лепил сам ребёнок, практически невозможно.

На территории есть панда-парк, до которого мы, к сожалению, пока не доросли (он работает по определённым часам, и нужно успеть записаться), и скалодром, который не работает (но возможно, сотрудники не в курсе его возможностей).

Также для детей на территории есть два бассейна – поменьше и побольше, площадка с брызгалками, детский аквапарк, и большой аквапарк.

Если сравнивать с отелем, где мы были три года назад – там аквапарк был больше и навороченнее. Но Люба пока ещё немного боится ездить с этих горок, и нам было достаточно того аквапарка, который был в нашем отеле.

Развлечения для взрослых

Выйдя вечером к бару, можно было увидеть очередь за бесплатным алкоголем. Но у меня, поскольку нужно постоянно уделять внимание ребёнку, такой потребности не было. Вечером мы иногда ложились спать пораньше, а иногда ходили на шоу – это было цирковое представление, или танцы, или какие-то ещё представления, на достаточно хорошем уровне. Меня впечатлило Keep Balance Show, это было очень красивое и техничное выступление, где спортивного вида артисты танцевали и выполняли разные трюки на турнике (после чего становилось понятно, что накачанный пресс и спина – не для красоты). Для детей было музыкальное представление-танец Ice Queen, где больше всего запомнились очень смешные снеговики, у которых морковки болтались на лбу. Ещё на неделе выступал африканский цирк, экстрим-шоу с катанием в рампе на роликах и BMX-велосипеде, и какое-то танцевальное шоу Harem. Половину выступлений мы пропустили, чтобы не сбивать режим сна.

Море

В основном мы проводили время на берегу моря, поскольку (как ни странно) мы приехали на море. Берег – песчаный, но с полосой гальки на входе в море, благодаря этому вода не очень мутная. Волны всё время были небольшие, особенно с утра.

Недалеко от берега

На берегу

К концу недели Люба осмелела и стала нырять в очках в поисках красивых камней. А потом неожиданно поплыла сама без нарукавников.

Под водой

Морская мелочь

Строим замок

Оказалось, что для того, чтобы привлечь детей, которые бы начали играть сами друг с другом, нужно вырыть большую яму.

Получается своеобразный “центр притяжения” для детей. И процесс пошёл…

Если идёт дождь

В октябре есть вероятность, что погода начнёт портиться. Так, три года назад мы ездили в Турцию во второй половине сентября на две недели, и во второй неделе отдыха уже несколько раз шёл дождь. На этот случай в отеле есть небольшой крытый бассейн (без каких-либо изысков типа гидромассажа и джакузи), хамам, сауна и парная.

Здесь можно поплавать

Здесь можно погреться

Там же есть и спортзал, где можно заняться как силовыми, так и аэробными упражнениями. Возможно, в случае плохой погоды в бассейне будет очень много народу. Ну и если совсем плохо, от безысходности можно составить очередь в баре за бесплатным алкоголем, но это уже для слабых духом.

У нас в единственный дождливый вечер не было никаких шоу на большой сцене, и детскую сцену тоже залило водой. Однако, в соседнем отеле, судя по музыке, мини-диско в это время было в полном разгаре. Это можно отнести к минусам данного отеля.

Экскурсии

В ближайшем городке Kadriye есть парк развлечений для детей Land of Legends, но мы до него так и не доехали. Кроме того, туда регулярно ездил автобус с туристами на шоппинг. В самом отеле есть лишь один магазин, где втридорога можно купить что-то недостающее для отдыха.

Можно было также съездить в Анталию в дельфинарий, и было ещё много разных возможностей. На неделю нам было достаточно отдыха на берегу моря. Благо, наш отельный гид от компании Intourist не предпринимала никаких попыток продать нам какую-либо экскурсию, что меня приятно удивило. Кстати, на обязательной первой встрече с отельным гидом нам не навязывали ни массаж, ни пилинг, чему я был искренне рад. Возможно, это было потому, что мы на полчаса опоздали на эту встречу. Но мы всё-таки попросили продать нам одну экскурсию – прогулку на пиратском корабле.

Пиратская “яхта” Barbossa – на самом деле огромный катамаран на дизельном ходу, с четырьмя палубами – как кто-то сказал, памятник турецкой жадности (по вместительности). Не уверен, что она вообще может ходить под парусами – забыл уточнить у капитана.

На этом корабле нас ждали тонны турецкого диско (это такая музыка из серии “когда плохому человеку хорошо”), развлечения для детей, купание в море, поиск сокровищ в пещере, экскурсия к водопаду, и пенная дискотека для детей. Увидев один раз это действо, я понял, что турки заодно мастерски решили задачу “как помыть 100-500 детей и палубу заодно”.

Мы проснулись рано утром, позавтракали, и в 8 ч выехали на автобусе на экскурсию на пиратском корабле. Для детей была своя развлекательная программа, но всё равно потребовалось присматривать за Любой, так что позагорать не получилось. Но я и не собирался, потому что после двух дней на солнце у меня плечи и так были красные.

Программа была такая: из порта в Анталии идём вдоль побережья в сторону Кемера, высаживаемся на “острове” – на самом деле, на крутом берегу с небольшой пещерой, ищем “сокровища” в пещере, и купаемся.

Пока дети играют, можно любоваться видами.

С пещерой сокровищ как-то получилось непонятно: она была очень маленькая, и туда набилась куча детей с родителями. Главный пират-аниматор сделал вид, что перехитрил детей и убежал вместе с сокровищами, потом мы его нашли, и он сказал, что пошутил (настоящие пираты за такие шутки вздёрнули бы его на рее, после чего он бы перестал шутить).

Потом мы пообедали, дети с главным пиратом поделили сокровища. Долго спорили, делить поровну или по справедливости, но в итоге всем досталось по двум пластиковым монеткам в 1 пиратский доллар.

Потом наш корабль направился в сторону водопада Дюден. Там была вторая остановка для купания, а самых отважных отвозили на лодке искупаться прямо в струях воды, падающей со скал.

Потом были какие-то конкурсы для взрослых, которые показались мне несколько затянутыми, и наконец – долгожданная пенная вечеринка для детей.

Любочке всё понравилось, особенно танцы в пене.

Ещё немного фотографий.

Две подружки:

Мини-диско в соседнем отеле:

Сцена и амфитеатр в точности как 3 года назад в отеле Calimera Serra Palace

Прокат машинок (за отдельную плату):

Рисуем эскиз – пальма и цветы вокруг неё:

Дорисовываем фломастерами:

Немного поиграли в школу. Игрушечная тетрадь:

Боевая раскраска в день пирата:

Пляжный футбол:

Закат над Кемером

Вот и завершились наши каникулы в Турции.

Собираем чемоданы

Мне такой отдых понравился, потому что это именно отдых. Плюсы по сравнению с прошлогодней поездкой в Испанию очевидны: не нужно думать о том, чтобы носить с собой полотенце, оплачивать лежаки и зонтики, соблюдать ряд условностей с переодеванием для того, чтобы сходить на обед, и т.д. Практически весь персонал разговаривает на русском языке, что также делает отдых более комфортным. Кроме того, вместо нефтеперерабатывающего завода La Pineda, на горизонте мы видели лишь море и красивые горы.

Поездка с ребёнком в одиночку была для меня интересным опытом, в целом всё прошло хорошо. Самое сложное было – каждое утро проснуться самому, поднять Любу, и заплести ей две косички. С такой причёской было проще всего (а более сложных вариантов я пока не освоил). Пробовал закрепить волосы наверху, но в результате они всё равно были мокрые.

Погода нас порадовала – даже в последний день, после дождя, было солнечно и тепло.

До свидания, Белек! Надеюсь, увидимся ещё.