Австрия-2018. Bad Gastein: not so bad

После прошлогодней поездки в Красную Поляну мне очень захотелось снова поехать в Австрию, на этот раз – всей семьёй. Один из сотрудников очень рекомендовал поехать в Бад-Гаштайн для отдыха всей семьёй, и мы решили попробовать туда съездить.

Одним из важных критериев выбора места отдыха было наличие трасс для беговых лыж, чтобы даже те, кто не катается на горных лыжах, могли кататься. В Бад-Гаштайне есть лыжные трассы, проблема могла быть только с погодой – если весна наступит слишком рано, и весь снег в долине растает. Кроме того, там есть много пешеходных маршрутов, чтобы было приятно отдохнуть и без горных лыж.

Выбирали жильё на Booking.com, заранее – в октябре, так как хорошие варианты быстро заканчиваются. Выбрали даты поездки – неделя сразу после 23 февраля, так как на эту неделю были дешевле рейсы. Забронировали заранее неплохую гостиницу с завтраком (Gästehaus Golker), у неё хорошее расположение, и по отзывам там хорошо. Но потом внезапно нашлись апартаменты (Apartment Stubner Kogel) – тоже недалеко от подъёмника Stubnerkogel, и я забронировал эти апартаменты, они были чуть дороже, но там можно самим готовить еду, что в поездке с ребёнком очень выручает. По этим апартаментам ещё не было отзывов на Booking.com, так что это была своего рода лотерея. Купили билеты S7 до Мюнхена, Зальцбург ближе, но значительно дороже, и меньше вариантов перелётов. В октябре ещё не было билетов на поезд на февраль с фиксированной датой (и поэтому недорогих), поэтому решили взять напрокат машину, что немного дороже стоимости билетов на поезд, но зато можно будет ездить в разные места, и не зависеть от местного транспорта.

Если посмотреть карту области катания, то в Gasteinertal не так много трасс, как в долине Zillertal, или в SkiWelt, где я был три года назад. Однако их точно было не меньше, чем в Красной Поляне, и я решил, что всё равно половину времени я буду проводить с семьёй, и эти трассы не успеют мне наскучить.

Однако дочь за неделю до поездки заболела ветрянкой, и всю неделю просидела дома с температурой 38. Пришлось её оставить дома с бабушками и дедушками, и ехать с моей женой Ириной вдвоём. К моменту отъезда дочь только начала немного выздоравливать (нормализовалась температура). С одной стороны конечно обидно, что у неё не получилось поехать, а с другой стороны – можно будет по-настоящему отдохнуть. Верилось с трудом, что можно будет кататься весь день до упаду, а потом спокойно отдыхать – и никто не будет дёргать “поиграй со мною”.

Посмотрев на погоду, мы поняли, что лыжные трассы в полном порядке, и взяли с собой беговые лыжи жены. Я не стал брать свои беговые лыжи, так как опасался, что по дороге их сломают. Взял только ботинки, которые пригодились один раз (и там всегда их можно взять напрокат вместе с комплектом лыж, цена проката от этого не меняется).

День 0. Прилетели в Мюнхен без особых приключений, за исключением того, что нам достались места в самолёте, где не раскладывались кресла. Сами по себе кресла представляли собой устройство для пытки поясницы, хочется выразить огромную благодарность автору конструкции – однако свитер, подложенный под спину, решил эту проблему.

Сразу по прилёту мы получили в прокате машину Ford Focus Estate, забронированный заранее с учётом того, что мы едем втроём. Для двоих машина показалась чрезмерно большая, зато оба чемодана легко поместились в багажник, и ещё осталось много места. В общем, большой вместительный сарай. Я с удивлением обнаружил в машине климат-контроль с отдельной установкой температуры для двух пассажиров. Также там оказалась система навигации, куча датчиков со всех сторон машины, камера заднего вида, и ещё много какой-то электроники, но больше всего меня удивило, что в пробке машина глушит мотор, и сама его заводит (даже если он случайно заглох).

Сотрудник прокатной фирмы Daniel Swinka подложил нам небольшую свинью – сказал, что хотя мы оплачивали полную страховку, он всё равно заблокирует на карточке залог в 1000 евро, потому что страховку мы покупали не у него, а у Rentalcars. Впрочем, у нас с собой был запас кредитных карточек. Ещё он предложил купить у них сразу полный бак, чтобы можно было вернуть машину с пустым баком, и у него это будет дешевле. Это звучало странно, так как в прокатных конторах всегда всё в разы дороже, но проверять на практике не стал.

Пока собирались, перекусывали – выехали около 16-17 ч. По дороге из Мюнхена мы стояли в пробках (говорят, в Нидерландах на этой неделе школьные каникулы, и они все едут отдыхать), в результате ехали намного дольше, чем планировали. Около 19 ч заехали в Chimsee, где полюбовались гладью озера с пронизывающим ветром, и поужинали в ресторане. В такую погоду лучше всего осматривать окрестности из окна автомобиля, и вид нахохлившихся людей на велосипедах ни о чём не говорит, пока не выглянешь наружу. Это место было похоже на какой-то пенсионерский курорт.

Затем мы попытались заехать за продуктами, но все магазины были закрыты, и мы нашли только Spar-Express на заправке. Дороги были хорошие, но по мере приближения к месту отдыха постепенно становились всё более узкими и горными, хотя и без характерного вида серпантина и укачивания пассажиров. А ограничение скорости в 130 км/ч (местами 100) уменьшилось до каких-то жалких 80 км/ч.

В Бад-Гаштайн мы приехали уже около 22ч. Вид ночного города поразил воображение – даже в темноте все склоны гор были покрыты огоньками фонарей, было видно, что это не просто альпийская деревня, а внешний вид зданий наводил мысль на дороговизну отдыха в них. Наш домик находился немного в стороне, в верхней части города – недалеко от вокзала и магазина Spar (на фотографии он жёлтого цвета с красными балконами).

Апартаменты оказались довольно бюджетные. Кухонная мебель а-ля 1980-е, плита с конфорками-блинами, посудомойки нет, зато есть микроволновка, кофеварка, и странного вида чайник без автоматического выключения, его нужно включать и выключать вручную. На вид всё очень дешёвое, но ещё пока чистое и аккуратное. Краны, кроме душа – с двумя отдельными вентилями, как в советском детстве.

И вентили в них – даже не керамические. Эти краны нужно крутить постоянно, так как по мере протекания через них воды они постепенно начинают самозакрываться. В постели были странные подушки-плюшки из непонятного материала, которые нужно складывать пополам, чтобы они по толщине были похожи на подушки. В ванной комнате не хватало занавески для душа, чтобы брызги не разлетались по всей комнате. Отдельно отмечу “находку” для владельцев съёмных квартир – “типа фартук” для кухни из обоев с рисунком под плитку.

Из окна было видно соседнее здание, и если высунуться – немного горного склона. Но больше всего меня поразил выключатель с надписью 500V 10A на стене над ванной, там, где я собирался принять душ.

Хотя он и выглядел как влагозащищённый, мне это всё равно не понравилось. Я даже подумал – зачем мне столько? Ведь мне вполне достаточно будет и 220 вольт/1А. В итоге я решил, что там я буду принимать только и исключительно ванну, и прочие мелочи типа плохо привинченного к полу унитаза меня не будут смущать.

День 1. На следующий день я вышел утром на разведку, и через 2 минуты уже был у большого магазина EuroSPAR (по случаю воскресенья, закрытого), а еще примерно через 4 минуты я дошел до станции подъёмника Stubnerkogelbahn.

Я посмотрел на очередь в кассу (видимо, это были все, кто приехал в субботу), прогулялся по Kaizer-Elizabeth-Promenade, где за 7 минут можно пешком дойти до беговой лыжной трассы.

Всё рядом и удобно, так что недостатки апартаментов перекрывались преимуществами расположения.

По сравнению с прошлогодней поездкой в Сочи – разительный контраст. Совсем другая атмосфера. Нет толп народу с очередями, нет шума дороги. Да и вообще шума почти нет. Не играет громкая музыка из колонок на каждом углу. Совсем другое настроение. Даже лес в Красной поляне был какой-то несчастный, из лысых деревьев, покрытых какими-то лишайниками. Катаясь среди ёлок, не хочется даже вспоминать об этом.

В горах была хорошая погода, наверху немного холодновато – особенно в кресельном подъёмнике, открытом всем ветрам. Потом мне удалось найти целых два кресельных подъёмника с прозрачными колпаками.

Лыжные трассы – обычные, как и в других местах в Австрии. Синие трассы – узкие, для соревнований в “чайник-слалом”, местами серпантином. Красные – широкие, но немного круче. И те и другие трассы были жёсткие, так что на красных я ехал в основном боком, и кое-как держался на склоне, возможно перетормаживал. В итоге я решил, что для прогресса нужно ехать немного быстрее, чем я привык, иначе уровень катания не будет расти.

При такой холодной погоде (около -10) снег не собирался в бугры, а просто соскребался до жёсткого, и лежал ровным слоем.

Пока я катался в горах, жена успела прогуляться, купить продукты, и немного покататься на беговых лыжах на трассе рядом с Kaizer-Elizabeth-Promenade.

 

День 2. Весь день я катался в горах, съездил в Бад-Хофгаштайн и обратно. В горах я нашёл трассу гигант-слалома Skimovie с автоматическими камерами, которые снимают видео, и его потом можно посмотреть на сайте.

Я съездил пару раз, попытался немного улучшить свой результат, но получилось то же самое, и понял, что выше головы не прыгнешь.

Непонятные снежные скульптуры

Подъёмник с колпаками

Из Бад-Хофгаштайна наверх нужно сначала подниматься на фуникулёре, потом на большой гондоле на 70 человек, это занимает немного больше времени, чем в кабинках на 8 человек, нужно немного подождать, немного постоять в очереди. Но осенью там обещают построить новый подъёмник.

Funslope – склон с различными элементами сноупарка – плавные бугры, на которых можно немного летать:

Слаломная трасса Skimovie:

Обедал я обычно в кафе в горах, чаще всего достаточно было съесть суп-гуляш с булочкой и продолжать кататься. Если съесть много еды, то после этого ноги не хотят кататься. На улице холодновато, но иногда внутри не хватало мест за столиками, и пару раз приходилось обедать на свежем воздухе.

Вот такой снеговик встречал всех на промежуточной станции подъёмника Senderbahn.


Пока я был в горах, Ира каталась на беговых лыжах по той же трассе, где вчера, и проехала 10 км. Трасса эта с небольшим перепадом высоты и одним-двумя крутыми, но небольшими горными участками. Есть три варианта разной сложности. Лыжники делятся на чайников, которые совсем не едут, идут пешком и падают, классических лыжников средней подготовки, как моя жена, и коньковых лыжников, которые проносятся мимо со свистом и скрываются за горизонтом. Довольно много русских.

С утра было солнечно, но потом небо затянуло облаками, пошел небольшой снег. Вечером я впервые вышел прогуляться по нижней части города, и я был удивлён – основная часть города со всеми шикарными отелями расположена на неудобных горных склонах, причём она находится ниже нас по течению реки и по уровню на сотню метров.

В этом месте из-под скал выходят термальные источники, есть много специальных лечебных отелей и разных мест, где предлагают радоновые ванны, массаж, и какие-то ещё оздоровительные процедуры.

Аттракцион – тарзанка с полётом длиной 300 метров над пропастью (не работал):

Церковь

Огромные сосульки

Город выглядит очень красиво, и построен он вокруг огромного водопада.

 

День 3. С утра шёл снег. Посмотрев на погоду, я решил не выезжать на горные склоны, и мы с Ирой выехали вместе покататься на беговых лыжах в лыжный центр Angertal, где я накануне приметил лыжную трассу.

Она тоже небольшая, и проходит по горной части, так что всю дорогу туда нужно в основном подниматься.

Лыжи с палками я взял в прокате Lederer немного в стороне от подъёмника Stubnerkogel, также на самой лыжной трассе обычно бывает прокат (но был ли он в Angertal Ski Zenter, я не знаю). Мне дали прокатные коньковые лыжи Fischer, которые совсем не поехали, о подготовке лыж я как-то не успел подумать, у меня была только универсальная смазка на все случаи погоды, которой я иногда мазал горные лыжи, и она осталась в апартаментах. Ира от меня почти не отставала, хотя и у неё не очень хорошо скользило. Обнаружили, что голубая мазь Swix на температуру -2..-8 на свежий снег (-5..-15 укатанный снег) не годится, видимо было холоднее. Решили на следующий день поменять мазь на более холодную (зелёную Swix).

Мне не хватало скольжения, а также трасса была узковата для конькового хода. Встретили на лыжне много русских.

После обеда я немного покатался на горных лыжах на другой стороне долины – на горе Graukogel.

Неожиданно там почти не было народу, кататься хорошо, даже чёрные трассы были в нормальном состоянии, из минусов только – медленные кресельные подъёмники. Заметил, что ёлки на этом склоне бородатые – на них растут лишайники, прямо как на деревьях в Сочи. Но они при этом имеют праздничный и нарядный вид, а ещё на них развешаны таблички с какими-то стихами про Bad Gastein на немецком.

После катания я пошел в термы Felsentherme. Это такой комплекс с бассейнами, банями и прочими водными развлечениями. До этого у меня никак не получалось, к тому же, после катания я так уставал, что уже и не хотелось никуда идти.

В термы нужно взять с собой плавки и полотенце. Если нет полотенца – его выдают напрокат за дополнительные деньги. Шапочка не обязательна, очки для плавания – по желанию. Я видел в бассейне ровно одну женщину в шапочке и очках, и она всё время сосредоточенно плавала брассом туда и обратно, все остальные просто плескались, и никуда не плыли.

Внутри есть два или три бассейна, один для взрослых, другой для детей, и еще рядом бассейн с джакузи, и сбоку маленький грот с неожиданно включающимся водопадом. Ещё есть одна горка-труба, как в аквапарке. Есть ещё бассейн, где можно выплыть на улицу, и там плавать в клубах пара. Можно даже выйти на террасу, походить по сугробам. На улице рядом был ещё один бассейн, и я решил туда попасть. И представляете себе моё удивление, когда я вылез, добежал несколько шагов до него на морозе, держась за перила, к которым примерзают руки, и думал, что в воде я согреюсь, а там – сюрприз! Вода холоднее, чем в предыдущем бассейне, на 5-10 градусов. На бегу обратно можно почувствовать, как мокрые волосы на голове превращаются в сосульки.

Потом я пошел в сауну, и немного погрелся. Бани там только для взрослых – вход в плавках и купальниках запрещен, нужно иметь с собой полотенце, и детей туда не пускают, чтобы не смотрели на голых дядь и тёть (которые, правда, в основном не голые, а замотанные в полотенца). В сауне нужно постелить полотенце так, чтобы все части тела сидели на нём (а не на полке). Если кто-то не хочет разоблачаться, я думаю можно взять два полотенца, в одно заворачиваться, и на другое садиться. После бани можно окунуться в небольшую купель с водой 12 градусов, после которой чувствуешь себя словно заново родившимся. В общем, развлечений много, на три часа (минимальный разовый визит) хватает. Вечером небольшая скидка.

Вечером мы ходили в кафе Mozart, где готовят сырное фондю.

День 4. Весь день катался в Sportgastein, там очень понравилось – склоны широкие, хотя их и не так много, погода была хорошая, весь день светило солнце, и было немного морозно (-8).

Дорога в Sportgastein проходит через несколько туннелей, и она платная (но для обладателей скипасса проезд бесплатный). Над въездом висят зелёные светофоры, показывающие состояние трасс – один из них также показывает, открыта ли трасса для беговых лыж.

По пути туда я забыл в апартаментах лыжные палки, решил не возвращаться и взял на месте палки напрокат. Сотрудник проката сказал, что они закрываются в 16:15, однако в 16:07 прокат уже был полностью закрыт, и пришлось палки забрать с собой.


По дороге на подъёмнике внизу хорошо видно ещё одну беговую лыжную трассу на другой стороне долины.

Жена проехала 10 км на лыжах, в этот раз удалось попасть в мазь, лыжи хорошо скользили. Было немного непонятно, какой мазью мазать лыжи завтра, так как обещали потепление, а мазь для теплой погоды очень плохо держит.

Немного о питании. Если бы мы собирались отдыхать одни, мы бы конечно выбрали какую-нибудь небольшую гостиницу. Но поскольку у нас были апартаменты с кухней (размером с ванную комнату), периодически возникало желание что-нибудь приготовить. Даже несмотря на все неудобства – плита с конфорками-блинами, которые долго разогреваются и медленно остывают, отсутствие вытяжки, мытьё посуды после этого. Конечно, всё это только отвлекает от основной цели поездки – катания. Но готовый Putenschnitzel, который продавался в SPAR, был забракован женой, и пришлось сделать свой вариант.

Посолить, обвалять в муке, в яйце, и на сковородку.

Результат:

Индейка хороша тем, что жарится очень быстро, и она гарантированно будет легко жеваться, в отличие от стейка из говядины. Ну и о диетических свойствах этого мяса, я думаю, все наслышаны.

День 5. У Иры заболело горло, поэтому вопрос с лыжной мазью отпал, и она осталась дома. У меня остались прокатные палки из Sportgastein, поэтому я решил снова поехать туда. Решил поработать над техникой на чёрных склонах в нижней части горы.

Обнаружил, что таймаут прохода по ски-пассу 10 минут, а подъём до промежуточной станции и спуск по чёрному склону S5 занимают примерно 8-9 минут. Приходилось минуту где-то отдыхать и ждать.

Поработал над техникой, или техника над мной – не знаю. Лыжи всё равно разъезжаются. Пару раз падал не сильно, благо на крутом склоне все падения происходят соскальзыванием набок, или по касательной. Один раз после падения обнаружил, что продолжаю ехать по склону на спине, лыжами кверху. Пока не перевернулся и не затормозил – продолжал ехать.


Вечером я немного побегал на беговых лыжах по трассе рядом с променадом, а потом ещё сходил в термы. Между делом как-то успел пожарить ещё два Puten-шницеля.

В бане нашел место, где люди, замотанные в полотенца, выходят на террасу на улице с видом на горы. Там есть ещё две сауны, два маленьких бассейна (с тёплой и ледяной водой), и контрастный душ. В этот день немного потеплело, и было уже не так холодно и страшно голым выходить на улицу, как позавчера.

В одном из кафе в горах нашёл забавную вещь – спортивное безалкогольное пиво-изотоник. Решил по вечерам восстанавливать баланс микроэлементов при помощи этого чудесного напитка.

Немного о мобильной связи. Поскольку мы ехали в апартаменты, где не предполагался бесплатный Wi-fi в номере, перед поездкой я купил две сим-карты Orange с тарифным планом Mundo, в котором было 4 Гб за 10 евро. Сами по себе карточки стоили дороже -около Было достаточно удобно, объёма хватило с большим запасом. Связь почти везде 3G-4G. На обратном пути автомобильный навигатор даже каким-то образом показывал мне пробки на автобанах. Для связи использовали в основном WhatsApp. Карточки покупались в Москве, чтобы не гадать, где их покупать в чужой стране, и как объяснить продавцу, что именно нужно. Единственный недостаток – показалось дороговато, и ещё все сообщения с уведомлениями приходят на испанском, и я пока так и не понял, как переключить язык.

День 6. Это был самый вялый день из всех дней катания. Несмотря на прогноз погоды, солнце и +8 нам так и не включили – было что-то серое и хмурое, обычная горная погода. После горных и беговых лыж, да ещё после сауны, лыжи совсем не поворачивались. Но поскольку ски-пасс оплачен, я не сразу и с некоторой неохотой пошёл к подъёмнику.

Обнаружил какое-то соревнование.

Не спеша осмотрел синие склоны на предмет пригодности для катания с ребёнком. Нашёл один склон, где лыжи сами не едут, и нужно изо всех сил толкаться лыжами и палками, чтобы ехать. Наверху со стороны Бад-Хофгаштайна есть пара синих склонов, достаточно широких, и не серпантинных. В целом, решил, что для подготовленных детей там будет нормально.

День 7. Вот и закончилась неделя горнолыжного отдыха в Бад-Гаштайн. Мы собрали чемоданы, и рано утром выехали на машине в Мюнхен. Чтобы доехать в аэропорт на машине вовремя, нужно обязательно закладывать больше времени на дорогу, чем кажется необходимым. По дороге могут быть пробки, а ещё нужно успеть заправить и сдать машину. При сдаче багажа сотруднице S7 почему-то не понравились беговые лыжи – слишком лёгкие, должно быть минимум 3 кг, но мы её уговорили. На будущее надо уточнить правила провоза, возможно лыжи нужно чем-то утяжелить, добавить одежду, может быть взять несколько пар лыж, или купить более прочный чехол с защитой.

Мне в Bad Gastein понравилось кататься в горах, а жена в это время гуляла по городу, и укатывала трассы для беговых лыж. Несмотря на опасения, что там не такая уж большая область катания, на неделю оказалось более чем достаточно. А в Dorfgastein-Grossarl я так и не доехал.

По городу интересно гулять, он необычно выглядит, не похоже на обычные австрийские деревни, где мне приходилось отдыхать до этого. Даже не катающимся на горных лыжах там есть чем заняться. Хотя на мой взгляд, всё это разнообразие только отвлекает от основной цели поездки – катания на горных лыжах. На будущее я прикидывал, насколько пригодны эти места для катания с ребёнком 6-7 лет, и думаю, что хотя в основном трассы там красные, мы бы нашли место для спокойного вдумчивого катания. Интересно было бы съездить туда и летом.